logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo
star Bookmark: Tag Tag Tag Tag Tag
Russia

В Петербурге откроется крупнейшая панорама о Великой Отечественной

Со дня на день в общественном пространстве "Севкабель Порт" откроется самая большая в стране трехмерная панорама, посвященная Великой Отечественной войне. Мы побывали на месте незадолго до окончания работ.

Автор проекта - Дмитрий Поштаренко. Его команда "Невский баталист" известна петербуржцам по "Подвигу знаменосцев" в Ленэкспо и "Прорыву" под Кировском. Но нынешняя работа многократно превосходит их по объему и силе воздействия: трехмерная панорама "Память говорит. Дорога через войну" занимает две тысячи квадратных метров. Десять зон, около полусотни персонажей и очень впечатляющее погружение в атмосферу тех лет - от начала войны через главные сражения до Победы и возвращения домой.

- Мы долго думали, как объединить разные битвы Великой Отечественной. Найти человека, который прошел бы их все, невозможно, - говорит Дмитрий Поштаренко. - Родилась такая идея: наш главный герой - сельский учитель из Брянской области. Он прошел всю войну, а потом вернулся в родное село и создает там школьный музей. Собирает информацию о войне и делится ею. Его рассказ, проводящий посетителей через всю панораму, будет звучать на аудиогиде в двух вариантах - для детей и для взрослых.

Начало экспозиции - деревенский дом, из которого ушел на фронт главный герой: русская печка, старые фотографии, кружевные салфетки. Во дворе - печальная яблонька с пожухшими листьями. Поблизости разворачивается первая военная сцена. Она воссоздает подвиг артиллериста, который в июне 1941-го ценой своей жизни задержал колонну вражеской техники, в одиночку уничтожив несколько вражеских танков и бронемашин.

- Чтобы панорама не стала просто "художественной", мы используем реальные образы, - объясняет Дмитрий. - Здесь мы хотели поднять тему первых боев. Главный герой в это время будет рассказывать, что до него стали доходить письма, в которых близкие рассказывали: если бы не артиллеристы, от его деревни ничего не осталось бы: "Я узнал о подвиге этого артиллериста, подобный был и в нашей деревне"…

Как символы 1941 года - сбитый советский самолет И-16 и упавший в канаву танк КВ-2. Мимо бредут беженцы: немолодая женщина из последних сил тянет за собой телегу с вещами, ей помогает босоногий мальчишка. Рядом еще одна женская фигура - молодая мама прижимает к себе малыша.

- Это бабушка моя, баба Люся. Она в сентябре 1941-го так же уходила из Шлиссельбурга. А ребенок - старший брат моего отца, - говорит Дмитрий. - Пиджак на ней посмотрите какой хороший - из деревни, по-родному заштопан, даже фактурить не пришлось…

К правдоподобию деталей в "Невском баталисте" относятся с огромным вниманием. Мелочей нет. Проходя по залам, Дмитрий время от времени замечает: "Гимнастерка неправильная. В начале войны карманы были с прямыми уголками, а не со скошенными, надо исправить... Из разорванного шлема поролон виден. Должен быть конский волос. Переделаем…"

Следующая сцена - Лужский рубеж. В окопах кипит битва. Над траншеей нависла немецкая самоходка. Мужичок в кепке целится во врага из охотничьей двустволки. Здесь воплощена история Николая и Юрия Бойковых - отца и сына. Семнадцатилетний Юрий ушел на фронт тайком от родителей, попал во 2-ю дивизию народного ополчения. Отец, участник Гражданской войны, не был военнообязанным, но сделал все возможное, чтобы увидеть сына: добрался на фронт с подарками от райкома партии, прихватив из дома ружье. Оттуда его уже прогнать не смогли. Так отец и сын и воевали бок о бок до 9 августа 1941 года. Погибли в один день на Лужском рубеже.

С поля боя зрители попадают на Тульский завод. В центре сюжета - танкист. Он привез ремонтировать свой Т-34 (его башня висит на кран-балке), а тем временем девушка ремонтирует его самого - перевязывает раненую руку.

- Хотелось показать завод, за стенами которого шла война. Поэтому Тульский - сюда привозили технику на ремонт буквально с пылу с жару, - объясняет Дмитрий. - Это единственная позитивная зона, здесь все персонажи улыбаются: и разбирающий трофейный автомат старичок без ноги, и девушка, которая красит миномет, и рыжий парнишка, работающий за станком. Такая веселая заводская компания. Парень, кстати, слеплен с конкретного человека. Однажды на Невском пятачке к нам подошли двое мальчишек - собирали там каски, как и мы когда-то в детстве. Один из них - рыжий, детдомовский - запал мне в душу. Сделал фотку - и вот, пригодилась. Надо будет найти его, пригласить на панораму.

Сталинградская битва решена неожиданно - из окон полуразрушенной школы. Стенгазета, мирные лозунги, шахматная доска с неоконченной партией - и здесь же ожесточенный бой.

- Хотелось сделать максимально напряженную обстановку. Один солдат кидает гранату, у другого ТТ встал на затворную задержку, немец меняет магазин... За углом к стене прижалась девушка с винтовкой. Она видит в зеркале немца и понимает, что ей надо действовать. Что произойдет дальше, зритель пусть сам додумает. На дальнем полотне мы видим, что немцы обходят слева и справа, у наших очень мало шансов. Но со стороны берега спешит подмога…

Кстати, в этой локации, как бы в стенах школы, будет "выставка в выставке" - подлинные авангардные плакаты 1930-х годов Розалии Рабинович.

Следующий зал - бои на заснеженных вершинах Кавказа. Здесь тоже есть свой реальный персонаж. Главный герой "заоблачного фронта" - Михаил Бобров, почетный гражданин Петербурга, автор знаменитых "Записок военного альпиниста". Команда "Невского баталиста" не раз консультировалась с ним при создании панорам.

Форсирование Днепра - ночная композиция, исполненная драматизма и отчаяния. Здесь взрывы вздымают фонтаны воды, в щепки разлетаются лодки, борются за жизнь в темных волнах люди и кони…

Единственный зал, где нет человеческих фигур, - это концлагерь. Только колючая проволока и бьющий через нее свет.

В сцене битвы за Берлин зрители оказываются на крыше Рейхстага. Евгений Халдей с "лейкой" наперевес выставляет знаменитый кадр. На стенах - первые надписи, сделанные нашими бойцами.

- Однажды нашу панораму "Подвиг знаменосцев" посетил Даниил Гранин. Он заметил, что первые автографы на Рейхстаге были особенные - четкие, тезисные. Люди были в растерянности, Победа была чудом, объяснял он. Соответственно фразы были краткие. А уже потом, после боев в течение всего лета, бойцы оставляли там другие автографы - более многословные, обдуманные. Так вот мы решили собрать здесь те самые, первые: "Дошли!", "За отца и мать!" - комментирует Дмитрий.

Взятие Рейхстага - это еще не конец. Есть еще две зоны - улица Берлина в первые дни после войны и финал. О них создатели панорамы попросили пока не рассказывать.

- Я долго думал, как раскрыть тему героизма людей, которые возвращались с войны в руины и заново отстраивали дома, заводы, города, страну, - заключает Дмитрий Поштаренко. - Искал образ и нашел. Какой - увидите на открытии.

Справка "РГ"

Трехмерная панорама "Память говорит. Дорога через войну" создается за счет президентского гранта. Бюджет проекта - 40 миллионов рублей. Билет на экспозицию будет не дороже 200 рублей. Но для большинства - детей и всех льготников - посещение будет бесплатным.

Кстати

Интересно, что крупнейшая панорама о Великой Отечественной - дело рук молодежи. Средний возраст сотрудников "Невского баталиста" - около тридцати лет.

Themes
ICO