logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo
star Bookmark: Tag Tag Tag Tag Tag
Russia

Рецензия на фильм "Lil Peep: все для всех"

В этом ноябре Густаву Ару, более известному как Лил Пип (Lil Peep), могло бы исполниться 23 года. Но не исполнилось — музыкант ушел из жизни еще осенью 2017-го, скончавшись от передозировки наркотиков в 21.

Реклама

Взрослой аудитории (и — особенно в России) имя Лил Пипа едва ли известно, однако среди молодого поколения, включая несовершеннолетних, артист обладает статусом настоящей суперзвезды: без его песен не обходится фактически ни один плейлист в условном «ВКонтакте» или YouTube, заполненный мелодичным хип-хопом, который по звучанию куда ближе к альтернативе и дарк-попу, чем к рэпу в классическом — «олдскульном» — понимании. Подтверждают популярность американца и сухие цифры — на момент смерти Густав, выпустивший первый микстейп в 2015-м, мог похвастаться более 1,6 млрд (!) прослушиваний своих композиций на различных сервисах.

Шокирующая же кончина музыканта, находившегося в самом начале творческого пути, и вовсе возвела его известность в абсолют: произведения Лил Пипа стали для его целевой аудитории по-настоящему культовыми, а имя рэпера — нарицательным.

Столь ощутимый отклик именно среди тинейджеров его песни нашли не просто так. В них Густав, внешне очень похожий на имеющего вкус «эмаря», никогда не опускавшийся до типичных для рэперов понтов и в целом производивший впечатление крайне доброго, отзывчивого и милого человека, не рассказывал о том, сколько миллионов долларов у него обычно «на запястье», со сколькими девушками он переспал прошлой ночью и какой из золотых «стволов» пустит в ход, если ты перейдешь ему дорогу. Вместо этого Лил Пип очень искренне и талантливо пел о неразделенной любви, депрессии, неприятии обществом — в общем, был (и остается) для подростков понятным и простым парнем, жизненные трудности которого легко ассоциировать с собственными.

Согласно новомодному тренду, со смертью творческая «продуктивность» музыканта едва ли не увеличилась: всего за два года после его ухода в свет вышли два полноценных альбома, несколько клипов и совсем уж неприлично много всяческих сборников песен. Причем все новинки в основном были составлены из того материала, который сам артист выпускать не собирался, вероятно, считая его слабым, — что как бы заставляло задумываться о достаточно неэтичном к нему отношении со стороны ответственных за релизы.

В таких условиях документальный фильм об эмо-рэпере, естественно, оставался лишь вопросом времени. И вот наконец он вышел — прямиком к двухлетней годовщине его кончины.

Причем продюсером проекта выступил сам Терренс Малик, автор таких больших и уважаемых картин, как «Дни жатвы», «Тонкая красная линия» и «Древо жизни».

И, надо признать, рука мэтра в документалке чувствуется. Лента может похвастаться крайне умелым повествованием, благодаря чему будет понятна и тем людям, которые не только никогда не слышали о Лил Пипе, но и в целом не особо представляют, как устроена современная музыка подобного толка (и все с ней связанное), — а также выглядит как масштабная работа, на создание которой было потрачено немало сил. «Lil Peep: все для всех» изобилует множеством различных спикеров (включая его мать, друзей и коллег), благодаря которым раскрывается образ Густава, а участие дедушки музыканта и вовсе кажется настоящей режиссерской находкой: по ходу всей картины мужчина, в чьих глазах попросту невозможно не разглядеть жуткую скорбь по любимому внуку, зачитывает (за кадром) чудесные письма, которые писал артисту в разные годы.

При этом по окончании просмотра «Все для всех» вызывает в основном негативные чувства, как минимум — недоумение, как максимум — возмущение.

И претензия эта вовсе не к авторам фильма, а к тем, кто вообще решил, что документалка (в любом ее виде) о Лил Пипе должна существовать. В этом плане ленту можно сравнить, например, с совершенным оружием, для которого не произвели патроны, — и уже не произведут, ведь разработчик проекта умер, не успев завершить работу. Картине (почти что) нечего сказать, чтобы заставить сторонних людей проникнуться судьбой и творчеством Густава. Ни в коем случае не принижая талант рэпера, нужно признать — в силу краткосрочности его жизни (и, следовательно, карьеры тоже) и отсутствия каких-то по-настоящему уникальных вех в его биографии плюс-минус каждая большая документалка о нем будет казаться пляской на костях. Что печально, пляской в исполнении его же родных и близких.

Единственный шанс, при котором существование «Все для всех» приобретет хоть какой-то смысл, — это если фильм будет рассматриваться большинством не как дань памяти талантливому и доброму человеку, а в качестве некого пособия для подростков о том, «как не надо».

В частности, о том, как не надо бороться с депрессией (наркотиками и алкоголем), как важно делать тщательный отбор людей, которые тебя окружают, и уметь говорить «нет». Судя по кинореквиему, едва ли не главную роль в столь печальном финале жизни Лил Пипа сыграла его альтруистичность, в симбиозе с сомнительным окружением превратившая быт звезды в перманентное удовлетворение самых примитивных потребностей приятелей, для которых фраза «здоровый образ жизни» — набор непонятных букв.

Самое печальное, что, не умри Густав в том самом злосчастном туре, куда он в качестве прощального подарка взял всю ораву друзей-коллег, с которыми когда-то начинал, но которых очень быстро перерос (и которые, похоже, мириться с этим не особо хотели), он бы, вероятно, радовал поклонников и в 2019-м, и в 2021-м, и в условном 2039-м.

Потому что — по настоянию продюсеров — музыкант должен был еще в 2017-м перебраться в Лондон, где был бы куда тщательнее огражден от разрушавших его здоровье людей, потому что, думается, не был совсем уж прожженным наркоманом, потому что был еще просто мальчиком, в последнем интервью искренне говорившим, что хочет зарабатывать деньги для любимой мамы, и регулярно приезжавшим на праздники к своему чудесному дедушке. Мальчиком, разум которого не успевал за его стремительным взлетом и не был готов к обратной стороне успеха.

Но помочь ему никто не смог/не захотел — даже когда Лил Пип уже был мертв, один из его приятелей, думая, что Густав просто крепко спит, выложил в соцсети короткое «забавное» видео, на котором оказался запечатлен остывающий труп артиста (и это как бы было достаточно заметно).

Вероятно, не угробь рэпер свою жизнь настолько бездарно (по большей части — из-за окружения), «Все для всех», вышедшая бы, допустим, спустя лет 40-50, приобрела бы смысл именно как произведение о самом музыканте, а не антипропаганда субкультуры, наркотиков и плохих компаний. Тому фильму совершенно точно было бы что сказать об Аре (а не только перечислять и так всем известные и в целом обычные истории) — у Лил Пипа и правда было большое будущее. А в нашей реальности лучше музыки Густава о нем самом не расскажет ничто и никто.

Themes
ICO